Миссионерская ответственность мирян - Слово архиеп. Ионна на IV съезде миссионеров

Слово председателя Синодального миссионерского отдела Московского Патриархата, архиепископа Белгородского и Старооскольского Иоанна

Миссионерская ответственность мирян предполагает знание основ вероучения

Православия и активное участие в жизни прихода, свидетельствование об истине

Православия всей жизнью,.. внесение личного вклада в миссионерское служение.

Ваше Святейшество!

Ваши Высокопреосвященства, Ваши

Преосвященства, досточтимые отцы, бра-

тья и сестры!

Досточтимый Георгий Сергеевич!

Как сказано Святейшим Патриархом:

наш съезд не является каким-то «лик-

безом» для миссионерского служения, и

необходимо выработать практические ре-

комендации, хотел бы остановиться на

миссионерской ответственности мирян и

посмотреть на это явление с практической

точки зрения. Прежде всего, что такое от-

ветственность? - Это ответ человека на

призыв Божий. А призывом Божиим уже

является сама человеческая жизнь, потому

что каждый из нас носит подобие и образ

Божий. И в «Концепцию миссионерской де-

ятельности Русской Православной Церкви»

было введено понятие «миссионерская от-

ветственность мирян», которое предполага-

ет знание основ вероучения Православия и

активное участие в жизни прихода, свиде-

тельствование об истине Православия всей

жизнью, по слову святого апостола Петра:

«...будьте всегда готовы всякому, требую-

щему у вас отчета в вашем уповании, дать

ответ с кротостью и благоговением» (1 Пет.

3, 15). Миссионерская ответственность так-

же предполагает внесение личного вклада

в миссионерское служение, в соответствии

с образованием, способностями и личными

данными. Нужно помнить, что миссионерс-

кая ответственность мирян - это не простая

передача накопленной информации. Это,

прежде всего, - воцерковление людей, по-

мощь людям, ищущим путь к Богу. И целью

воцерковления должна быть наша повсед-

невная жизнь, основанная на христианских

началах. Каждый христианин должен дать

ответ на вопрос: как изменилась моя жизнь

после встречи со Христом? Является ли со-

бытие Воскресения Христа основой моей

веры? Принял ли я Христа и Его Церковь в

своё сердце, чтобы вместе с апостолом Пав-

лом сказать: «...уже не я живу, но живет

во мне Христос, и если ныне живу во пло-

ти, то живу верою в Иисуса Христа, Сына

Божия, возлюбившего меня и предавшего

Себя за меня» (Гал. 2, 20).

С апостольских времён миряне игра-

ли большую роль в литургической жизни

общины. Они занимались апостольскими

трудами, приводя к Церкви людей пос-

редством обучения при тесном взаимо-

действии со священноначалием. Неограни-

ченное поле миссионерской деятельности

представляет собою социальное служение

мирян.

Особое значение имеет создание ду-

ховного информационного пространства с

помощью мирян. Ведь порой средства мас-

совой информации пытаются «вылепить»

образ священника с «трагическим» лицом,

и обязательно этот образ будет с потуплен-

ным взглядом. Когда-то Ницше дал самое

страшное определение христианства, на-

звав его «безрадостным». Конечно, он сол-

гал, потому что христианство - это радость

о воскресшем Христе. Но он специально об

этом сказал. А многие христиане, которые

не несут этой радости, считают, что себя

«спасают» неким прискорбным видом и

отказом от активной приходской деятель-

ности. Но тем самым они не участвуют в

Благовестии Спасителя и радости о вос-

кресшем Христе.

Мы с вами часто слышим некие нега-

тивные представления, можно сказать,

«страшилки» о том, что завтра обязатель-

но будет «конец света» и тысячи «аргу-

ментов» приводят в доказательство того,

что это - близко: и биометрические изме-

рения, и ИНН, и зашифрованные «тайные

знаки»... Изобрели даже термин такой -

«предпечать Антихриста». Ясно, что такое

ложное благочестие проповедует не Хрис-

та - Победителя смерти, но рекламирует

«духов злобы поднебесных». Мы с вами

должны обратить внимание на эти явле-

ния. И здесь необходимо как можно быс-

трее развернуть, как сказал Святейший

Патриарх, программы епархиального про-

свещения мирян для того, чтобы они ста-

ли активными миссионерами. В Евангелии

христиане называются «солью земли». И

понятие миссионерской ответственности

очень схоже с этим понятием. «Вы - соль

земли. Если же соль потеряет силу, то чем

сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему

не годна, как разве выбросить ее вон на

попрание людям» (Мф. 5, 13). Соль сохра-

няет от повреждения, от тления. Это - её

охранительные функции. Поэтому христи-

ане называются «солью земли», сохраняя

учение Церкви, чтобы оно не было повреж-

дено еретиками и раскольниками. Соль

очищает, и очень важно, когда миряне мо-

гут противостоять деструктивным сектам,

когда они могут помогать священнослужи-

телям «вынимать» из этих сект людей, ко-

торые «заблудились». Наконец, соль при-

даёт всему вкус. А что значит придавать

вкус? Это значит придавать христианское

измерение всему происходящему. И вот в

этом смысле миряне могут помогать лю-

дям распознавать события с точки зрения

христианской нравственности, христианс-

кой морали. Мы сейчас теряем критерии

оценки того или иного явления.

Есть особенности миссионерского слу-

жения мирян. Очень часто миряне, ссыла-

ясь на то, что они «грешны», боятся вести

миссионерскую деятельность, считая себя

недостойными проповедовать Слово Бо-

жие. Но нам необходимо объяснить им, что

«сила Божия в немощи совершается» (см.:

2 Кор. 12, 9). И священники должны ори-

ентировать мирян на активную миссионерс-

У нас невостребованность прихожан сегодня

вызывает усталость, утомлённость и прос-

то обрядоверие, когда люди не участвуют в

активной жизни прихода. Почему? Да потому,

что их никто не зовёт. А если приход имеет

действительно миссионерскую направленность

и миссионерскую программу, тогда есть все

условия... чтобы им активно свидетельствовать

о Христе в разных формах.

кую деятельность. Вторым препятствием на

пути миссионерской деятельности является

боязнь преследований со стороны мирских

властей. Миряне соглашаются даже участ-

вовать в какой-либо политической деятель-

ности, но не проповедовать о Христе.

Ещё одна боязнь - это боязнь того, что

они недостаточно подготовлены. Говорят,

что если священников не слушают, то как

послушают нас, простых людей? - Нам

для этого нужно создать систему подго-

товки мирян - то, что на нашем съезде

названо «народной катехизацией». Мы с

вами должны обсудить на съезде формы

этой системы. И мне кажется, что сегод-

ня мы могли бы возродить Всецерковное

Миссионерское общество, как это было

при святителе Иннокентии, митрополите

Московском и Коломенском, и подумать

о структуре такого общества для мирян

и Синодальный миссионерский отдел раз-

рабатывал бы стратегию, богословие мис-

сии, а практические действия - идти через

Миссионерское общество, ориентирован-

ное, в основном, на мирян. Сейчас уже

существуют братства православных вра-

чей, православных педагогов, есть другие

братства, объединяющие интеллигенцию.

Есть даже сообщество православных жур-

налистов. Так вот нужно уже существую-

щие формы наполнить миссионерским им-

перативом. И мы тогда смогли бы создать

Миссионерское общество и без каких-либо

дополнительных структур, как мне пред-

ставляется, такое общество даст мощный

импульс развитию миссионерской деятель-

ности. Это общество решало бы и задачи

материального обеспечения миссии. Сейчас

существует братство православных бизнес-

менов. И если направить их деятельность

не только на строительство храмов, но на

поддержку миссионерских станов в наших

Дальневосточных, Северных епархиях,

это было бы объединением миссионерских

усилий. Но очень важно, чтобы мы не по-

теряли контроль над развитием таких мис-

сионерских структур, чтобы не произошло

подмены: миссия не должна подменяться

какими-либо политическими устремлени-

ями и обсуждениями, кто - лучше, кто -

хуже... Часто это выливается в печальный

опыт начала 1990-х годов, когда многие

православные братства превратились, фак-

тически, в какие-то политические органи-

зации с православной риторикой и начали

«воевать» со священноначалием. На это

нужно обратить особое внимание.

Для нас очень важно, чтобы каждый

мирянин имел своё миссионерское по-

ручение. Это - часть общественного слу-

жения христианина. Когда это служение

включается в миссионерскую деятельность

прихода. Чтобы каждый чувствовал свою

причастность к общему делу миссии. У нас

невостребованность прихожан сегодня вы-

зывает усталость, утомлённость и просто

обрядоверие, когда люди не участвуют в

активной жизни прихода. Почему? Да по-

тому, что их никто не зовёт. А если при-

ход имеет действительно миссионерскую

направленность и миссионерскую програм-

му, тогда есть все условия для реализации

того внутреннего потенциала, особенно мо-

лодых прихожан, для того, чтобы актив-

но свидетельствовать о Христе в разных

формах. Я думаю, что формы миссионер-

ских поручений для мирян должны стать

предметом обсуждения на нашем съезде.

Тогда нам придётся прикладывать мень-

ше усилий, чтобы «вынимать» людей из

деструктивных сект. Когда люди живут

приходской жизнью, они уже начинают

различать этих «духов злобы», по слову

святого апостола и евангелиста Иоанна Бо-

гослова: «Возлюбленные! не всякому духу

верьте, но испытывайте духов, от Бога ли

они, потому что много лжепророков по-

явилось в мире» (1 Ин. 4, 1). И миряне

должны сыграть особенно важную роль в

«миссии примирения», когда христиане

живут в быту, в социальной сфере, обща-

ются с другими людьми и несут мир. Ведь

если вспомнить, слово «м1рянин» имело

отрицательное значение в «духовном рег-

ламенте» 1921 г. В церковно-славянском

словаре священника Григория Дьяченко

«м1рянин» есть человек, который живет

по похотям и страстям «м1ра» (с «десяте-

ричным» i). Но есть ещё одно слово «мир»

(греческое «ирини») - то есть это мир, ти-

шина, гармония, свет, благодать. То есть

настоящий мирянин является истинным

соработником Богу в приведении людей к

вере и ко спасению. Потому что через него

свет Христовой истины должен прийти ко

всем, с кем он общается. Это - задачи, ко-

торые мы должны обсудить на съезде, с

благословения Святейшего Патриарха. И я

думаю, что с Божией помощью и общими

усилиями всех, здесь собравшихся, Ваше

Святейшество, мы исполним Ваше благо-

словение. Спаси, Господи!