Концепция возрождения приходской миссии

Концепция возрождения приходской миссии

Для решения миссионерских задач в условиях внутренней миссии ключевое значение имеет приходская община. Она создаёт возможность решения всего спектра миссионерских задач, от личного обращения человека и индивидуальной поддержки на пути его воцерковления до первичной подготовки и обучения кадрового резерва для миссионерской деятельности.

Каждый приход — миссионерская община

Господи, Господи! Положивый душу
Свою за спасение всех человек!
Яко Господин жатвы Твоея, изведи
многих делателей на жатву Твою!

Молитва об успехе миссионерской деятельности

Концепция возрождения приходской миссии Калужской епархии разработана на основании обращения Святейшего Патриарха Кирилла от 9 сентября 2014 г. о важности воссоздания общинного строя приходской жизни. Данная проблема подчеркнута в решении Священного Синода 25 июля 2014 г (журнал № 74). Также при разработке учитывались задачи, поставленные в Концепции миссионерской деятельности Русской Православной Церкви. Концепция как базовый документ для формирования уклада приходской жизни ориентирована на приходских священников и активных прихожан.

Миссионерская мобилизация

Базовой особенностью современного этапа миссионерской деятельности на территории Калужской области является ее «внутренняя направленность». В условиях "внутренней миссии"1 методологически важно разделить макромиссию и микромиссию. Данное разделение дает основания для внедрения собственно миссионерских элементов во все социальные и просветительские проекты, реализуемые силами Церкви (интегративность), а также позволяет сосредоточить усилия миссионеров на собственно миссионерской работе и повышает результативность миссионерской работы.

МАКРОМИССИЯ — комплексная миссионерская работа в рамках миссионерских программ, ориентированных на работу с большими группами людей. К макромиссии относится весь спектр социальных и просветительских мероприятий, не направленных на индивидуальную работу и воцерковление отдельного человека. Макромиссия не может считаться законченной при отсутствии личных обращений к вере в результате данной работы. В случае отсутствия личных обращений социальные и просветительские проекты сохраняют свою социальную и образовательную значимость, но могут иметь только отсроченное миссионерское значение.

МИКРОМИССИЯ — деятельность, направленная на личное обращение ко Христу и индивидуальное воцерковление каждого конкретного человека. Минимальная задача микромиссии — актуализировать проблему личного выбора жизненных позиций в соответствии с христианской верой. Если человек не готов принять христианскую веру как жизненную основу, то на этом работа миссионера заканчивается. Если человек изъявляет желание жить по вере, то миссионер организует воцерковление человека. Наиболее значимой системной работой в рамках микромиссии на данный момент являются правильно организованные катехизические беседы перед Таинствами Крещения, Венчания, а также первой Исповедью. Формальная бессистемная катехизация, как и любой формализм в духовной жизни имеет только отрицательный результат. Исторически катехизические беседы проводились с уже обращенными ко Христу людьми, желающими узнать основы веры для их практической реализации в жизни. Сегодняшняя аудитория катехизических бесед более чем на 90 % состоит из людей, которые прихожанами быть не собираются, даже если крещены (восприемники и готовящиеся к венчанию). При этом, они зачастую являются носителями агрессивных антицерковных взглядов и рассматривают беседы перед Крещением как ненужную обузу, а не помощь в духовной жизни. Присутствие на огласительных беседах для них — практически единственная возможность узнать о вере и сделать выбор в пользу исполнения евангельских заповедей в жизни.

МИССИОНЕРСКАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ — объединения миссионерских усилий внутри приходов, на межприходском и общеепархиальном уровне, объединение всех православных инициатив в единое православное движение с общими принципами, задачами и координацией действий.

КОНТРМИССИЯ — агрессивные антицерковные информационные кампании, направленные на дискредитацию Церкви, как механизма и инструмента реализации Евангелия в жизни. Евангельские заповеди не могут быть реализованы вне Церкви. Ослабление церковного авторитета в обществе делает Евангелие набором идеальных, но невыполнимых благопожеланий. В связи с этим, основная апологетическая задача миссии — защитить видимый институт Церкви. Видимая Церковь должна успешно являть, что в ней реализуются Евангельские заповеди делом и словом (свидетельством об истине).

Миссионерская община

Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. Но скажет кто-нибудь: «ты имеешь веру, а я имею дела»: покажи мне веру твою без дел твоих, а я покажу тебе веру мою из дел моих. Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва?

Иак. 2: 17-20.

«Досточтимые Владыки, всечестные отцы, дорогие братья и сестры! 25 июля сего года Священный Синод, обсуждая тему границ приходов, в частности, подчеркнул «важность воссоздания общинного строя приходской жизни» (журнал № 74). Синодальное решение напоминает архипастырям, пастырям и верным чадам церковным, что «важнейшим проявлением духовной общности прихода являются совместное участие клира и прихожан в Святой Евхаристии и литургическая жизнь, богатство возможностей которой следует всячески использовать для развития в мирянах чувства сопричастности к жизни Церкви». Члены Священного Синода призвали приходское духовенство «всемерно укреплять в мирянах сознание принадлежности к определенной приходской общине, ответственности за жизнь своего прихода», в том числе «через расширение личного общения между прихожанами, через их повседневное вовлечение в решение приходских дел и в практическую заботу о приходе», через «проведение не только предусмотренных уставом приходских собраний, но и собраний прихожан для разъяснения им текущих вопросов жизни прихода, для обсуждения возникающих вопросов и способов их разрешения».

Кирилл, Патриарх Московский и всея Руси. 9 сентября 2014 г. Послание о необходимости воссоздания общинного строя приходской жизни

МИССИОНЕРСКАЯ ОБЩИНА — это естественная форма существования прихода, в которой реализуются все аспекты духовного возрастания христианина: научение вере, реализация Евангелия в повседневной жизни и свидетельство о Христе. Без совершенного изучения веры, невозможна реализация Евангелия, поэтому Слово Божие и требует научать верующих соблюдать всё повеленное Христом (Мф. 28:19-20). Только хорошо изученная вера дает возможность «разумно совершать добродетели» (прп. Авва Дорофей. Поучение четырнадцатое «О созидании и совершении душевного дома добродетелей») и достигать христианского совершенства. Совершение добродетелей создает условия для свидетельства о вере: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5: 16, о том же 1 Петр. 2: 12; Флп. 2: 15). Упущение любого из данных трех аспектов духовной жизни искажает её, делает неполноценной. Данные аспекты не являются изолированными направлениями деятельности, а органично соединяясь, составляют из себя основу общинного строя приходской жизни. Изучение веры реализуется в системе обязательного для всех прихожан непрерывного приходского образования. Реализация веры — в богослужении, аскетическом делании, делах милосердия, служении Церкви (клиросном, хозяйственном, работе с детьми). Свидетельство о вере — в катехизаторском и миссионерском служении.

Необходимость регулярного приходского образования для всех наглядно видна из системы катехизации. Обязательные требования к внешним для прихода людям перед крещением их детей или венчанием неуместны, если таких обязательных требований нет для постоянных прихожан.

ПОКАЯНИЕ КАК ОСНОВА ПРИХОДСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Духовной основой изучения веры должно быть стремление к изменению ума (покаянию). Ум является направляющей силой в духовной жизни.Его изменение невозможно без организованного систематического изучения вероучения.

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРИХОДСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ — принцип непрекращающегося изучения каждым прихожанином основ христианской веры, духовной жизни и богослужения с момента обращения ко Христу в течение всего срока полноценной приходской жизни. Образование прихожанина должно начинаться с огласительных бесед и продолжаться систематическим изучением Священного Писания в рамках приходских занятий и домашнего чтения, а также святоотеческих творений в соответствии с общеприходскими или индивидуальными программами. Уникальность современной ситуации заключается в наличии у значительной части современных прихожан высшего образования и, соответственно, развитых навыков самообразования, работы с источниками, анализа, систематизации и критического отношения к информации. Современному образованному прихожанину не нужно разжевывать каждую мелочь из святоотеческого наследия. Он вполне способен разбираться в мелочах самостоятельно. Его нужно направлять и тщательно контролировать.

Но главное — приход должен создавать запрос на знание веры прихожанами. Современный приход создает запрос только на знание прихожанами организационно-приходского минимума оформления записок, расписания богослужения, режима постных дней и послаблений. Священнослужители обязаны интересоваться уровнем понимания прихожанами основ вероучения, духовной жизни и богослужения и требовать от них самостоятельной работы над литературой или изучения веры в рамках приходских занятий. Как и катехизация, приходское образование должно обязательно включать в себя догматический, аскетический и литургический аспекты. Работа воскресных школ для детей должна быть согласована с изучением Священного Писания взрослыми прихожанами и не должна завершаться выпуском в никуда. Закончивший воскресную школу молодой прихожанин должен естественным порядком переходить во взрослую группу изучения веры.

Принцип непрерывности и постоянства должен применяться не только в изучении веры, но и в реализации заповедей.

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ КАК МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ ОСНОВА — «Закон уст Твоих для меня лучше тысяч золота и серебра» (Пс. 118: 72, Сир. 23: 36). Основные трудности катехизации связаны с дезинтеграцией уклада приходской жизни. Отсутствие общего порядка обучения прихожан и единой методологической основы создает ситуацию, когда каждый воцерковляется как может. А оглашаемые перед Крещением или Венчанием обычно воспринимаются как «захожане», фактически чужие приходу люди. Это отношение распространяется и на всех вновь пришедших в храм. Отсутствие выстроенного механизма сопровождения пастырем и приходской общиной новоначального христианина в самый сложный момент, когда человек меняет образ жизни, способствует возникновению непонимания между воцерковленными и начинающими прихожанами.

Преодолению данной проблемы способствует развитие системы послекрещальной катехизации на основе систематического изучения Священного Писания с выстраиванием взаимосвязи с первичными огласительными беседами. Оглашение перед таинствами, таким образом, становится первым этапом катехизации, а регулярное общеобязательное изучение Священного Писания — вторым этапом. Священное Писание в православной святоотеческой традиции — универсальная методологическая основа для послекрещальной катехизации. Она позволяет комплексно и глубоко изучать основы веры, принципы духовной жизни и содержание богослужения в наиболее удобной для повседневного применения форме.

Священное Писание аксиоматично и само по себе является одновременно и программой, и содержанием послекрещальной катехизации. Его изучение важно с апологетической точки зрения и является профилактикой сектантства. Кроме того, изучение Священного Писания позволяет формировать у прихожан деятельное отношение к вере, стремление реализовать веру в делах милосердия и миссии. В связи этим, изучение Библии является не только методологической основой изучения веры, но и универсальной идеологической основой для объединения самых разнородных церковных инициатив (межведомственная интеграция).

ПРАВОСЛАВНОЕ БИБЛЕЙСКОЕ ДВИЖЕНИЕ — идеологическая основа и инструмент объединения всех православных инициатив с целью миссионерской мобилизации. Для объединения всех православных инициатив (социальных и образовательных в первую очередь) необходимо регулярное изучение Священного Писания на основании святоотеческого толкования как обязательный минимум для любого православного прихода, а также братства, сестричества, добровольческой группы, педагогического общества, общества врачей и всех возможных объединений. Первым шагом изучения Священного Писания на приходе должно стать систематическое изъяснение его во время богослужения. При этом задачей Миссионерского отдела является мониторинг и анализ состояния проповеди на приходах. Вторым шагом — создание приходской системы регулярных библейских занятий2. Третьим шагом — подготовка образованных прихожан из числа мирян, способных самостоятельно вести библейские занятия. Библейские занятия являются одновременно и системной катехизацией всех мирян и базой для подготовки приходских катехизаторов и миссионеров.

РЕАЛИЗАЦИЯ В ЖИЗНИ ЕВАНГЕЛЬСКИХ ПРИНЦИПОВ. Приходская община является единственным для прихожанина механизмом полноценной реализации евангельских заповедей (жизнь в монастыре не рассматривается в контексте приходской миссии). Исполнение заповедей начинается с общины, направляется общиной и завершается в богослужебной жизни общины. Нет ни одного практического аспекта духовной жизни, который бы прямо или косвенно не был связан с общиной, хотя бы со священником, как духовником. Как изучение веры, так и посильное приходское служение должно быть естественной нормой приходской жизни для каждого православного христианина. Каждый приход должен осуществлять как минимум систематическое попечение о своих постоянных прихожанах, нуждающихся в помощи и поддержке. Кроме того, социальное служение — это самая простая форма свидетельства о вере делами. При этом должно уйти в прошлое отношение к служению при храме как увлечению для желающих активистов. Служение прихожан при храме должно получить духовно-аскетическое осмысление, актуальное для каждого христианина. В этом ключе — включения в полноценное приходское служение должна быть выстроена и работа приходских воскресных школ. Изучение веры маленькими прихожанами должно быть ориентировано не только на применение истин веры в личной жизни, но и на их применение в полноценном приходском служении и миссионерской деятельности.

ПРИХОДСКАЯ СЛУЖБА ДОБРОВОЛЬЦЕВ должна включать в себя весь актив — взрослых прихожан способных помогать храму, организовывать попечение о нуждающихся членах приходской общины, а также о стариках, инвалидах, кризисных семьях, погорельцах, беженцах, алкоголе- и наркозависимых. Развитие направлений деятельности приходской службы добровольцев должно происходить естественным порядком в соответствии с требованиями жизненных обстоятельств, исходя из наличия людей, способных организовать то или иное направление работы. Для обучения приходских специалистов необходимо привлекать уже действующие службы добровольцев и учебные пособия, разработанные Синодальным отделом по церковной благотворительности и социальному служению. Наиболее активные добровольцы, успешно справляющиеся с задачами организации катехизической деятельности среди подопечных — это кандидаты в миссионерскую группу.

СОЦИАЛЬНАЯ СЛУЖБА БЛАГОЧИНИЯ И ЕПАРХИИ — объединение всех приходских добровольческих групп в соответствии с церковно-административной структурой.

СВИДЕТЕЛЬСТВО О ВЕРЕ как неотъемлемая часть жизни прихода должно быть организованным и направленным, а не спонтанным. Спонтанная «миссия» прихожан чаще всего приводит к обратным результатам, о которых Святейший Патриарх Кирилл сказал: «До сих пор до меня доходит информация о том, как, к сожалению, отдельные священнослужители и приходские сотрудники относятся к таким людям: равнодушно, безучастно, а порой недоброжелательно и с неприязнью, что нередко вызывает отторжение у впервые входящих в храм. Хочу еще и еще раз подчеркнуть: такое положение дел неприемлемо и должно безвозвратно уйти в прошлое. Внимание по отношению к приходящим в храм, любовь о Христе к ищущим Его — наша обязанность, проистекающая из слов Спасителя: «Приходящего ко Мне не изгоню вон» (Ин. 6, 37)»3.

ПРИХОДСКАЯ ОБЩИНА КАК ШКОЛА МИССИОНЕРСКОГО РЕЗЕРВА — для успешного миссионерства в рамках прихода важно воспитание миссионеров из числа самих прихожан, прошедших весь путь полноценного воцерковления в приходе. Именно они могут организовать заботливое приходское сопровождение новоначального христианина и успешно противодействовать таким негативным факторам, как агрессия к «захожанам» со стороны сотрудников и постоянных прихожан храмов.

Системной основой подготовки таких приходских миссионеров и катехизаторов является система приходских библейских занятий. Система начинает выстраиваться от настоятеля храма, который собственными усилиями проводит катехизацию и полноценную подготовку первой группы приходских катехизаторов и миссионеров, ведущих библейских занятий. Вовлеченность первых лиц (настоятелей, благочинных или их ближайших помощников) в подготовку миссионеров — важнейшее условие успеха миссионерской мобилизации. В некоторых случаях возможно объединение нескольких приходов в проведении данной работы. Системность подхода требует создания в каждом приходе ядра катехизаторов и миссионеров. Роль настоятеля миссионерского прихода заключается в подготовке первой группы миссионеров и катехизаторов, а также последующего непосредственного участия в проведении библейских занятий и катехизации. В ходе катехизации и библейских занятий должно происходить выявление наиболее заинтересованных и способных прихожан для проведения библейских занятий и индивидуального оглашения. Грамотная кадровая политика — основа успешного развития приходской деятельности. Основные библейские и катехизаторские занятия должен проводить настоятель миссионерского прихода, а дополнительные и индивидуальные занятия могут проводить приходские миссионеры и катехизаторы. Они же должны организовывать и проводить встречи с представителями неправославных религиозных групп.

Этапы подготовки миссионера силами приходской общины

ПРИХОЖАНИН (домашняя миссия). Полноценный прихожанин, соблюдающий все церковные уставы и понимающий догматы, стремящийся их изучать и служить Церкви, должен быть миссионером и адекватно свидетельствовать о вероучении, духовной жизни и богослужении. Смиренное и терпеливое (а не надменное и требовательное) свидетельство о вере среди родных и близких является естественным следствием покаяния человека и переосмысления им своей жизни. Пророк Давид говорит «Научу беззаконных путям Твоим, и нечестивые к Тебе обратятся» (Пс. 50: 15).

В силу исторических причин из приходской практики давно ушла дисциплина покаяния, существовавшая в ранней Церкви. Но не исчезла необходимость в работе над душой. Эту необходимость остро ощущает глубоко кающийся человек. Часто прихожанам не хватает одного только называния греха на Исповеди и небольшого молитвенного правила, особенно когда речь идет о столь тяжких грехах как аборты. В силу этого в пастырской практике получает постепенное распространение практика миссионерского осмысления греха аборта. Кающимся в нем священники благословляют «рождать» новых чад для Бога. Деятельное покаяние только в грехе аборта способно послужить серьезной основой для развития как социальной (противодействие абортам, помощь кризисным семьям) деятельности, так и миссионерской. Отсутствие духовного покаянного осмысления приходского служения приводит к вырождению его в формальную общественную работу, нужную только «общественникам». Такая необязательность развивает в прихожанах потребительство, а в активных людях убивает всякую инициативу и приводит к выгоранию. Выявление и грамотная поддержка активных людей должна сочетаться с равномерным распределением посильной меры приходского служения среди всех прихожан.

КАНДИДАТ В МИССИОНЕРЫ (миссия через дела милосердия) — нужно побуждать постоянных прихожан к участию в социальном служении, где человек получит возможность обратиться к людям впервые. Кандидат в миссионеры в рамках миссионерской деятельности может объяснять подопечным церковных социальных служб, как подготовиться к Исповеди и Причастию, как поститься, простейшие вопросы церковного уклада жизни. Чтобы стать кандидатом в миссионеры, прихожанину нужно иметь рекомендацию настоятеля и работать в рамках миссионерской группы или группы добровольцев.

КАТЕХИЗАТОР — кандидат в миссионеры, под руководством священника изучивший православный катехизис, основы аскетики (о страстях, покаянии и молитве) и литургики, способный проводить огласительные беседы и практически участвующий в их проведении. Аттестацию катехизаторов проводит помощник благочинного по миссионерской работе по представлению настоятеля храма или руководителя миссионерской группы.

МИССИОНЕР — звание миссионера должно быть подтверждено аттестацией в епархиальном Миссионерском отделе. Миссионеру необходимо практическое участие в миссионерских акциях. Желательно исполнение миссионером богослужебных обязанностей (пономарство), что поднимает его статус среди прихожан и расширяет знания, опыт участия в богослужении. 1 раз в год прочитывает Священное Писание4. Ведет православные библейские занятия — в качестве практики и изучения. Участвует в работе миссионерских станов за пределами епархии. Чрезвычайно важно для миссионеров наличие практики социального служения в рамках приходской службы добровольцев — свидетельство о вере требует опыта её активной реализации.

СТАРШИЙ МИССИОНЕР — то же, что и миссионер, но с навыками организационной работы. Не может быть «освобожденных миссионеров», которые не проводят работу, а только организуют ее. Старшие миссионеры руководят миссионерскими группами на приходах и в благочиниях. Старшие миссионеры составляют миссионерскую коллегию в благочинии. Руководит миссионерской коллегией в благочинии — помощник благочинного по миссионерской работе.

МИССИОНЕР-АПОЛОГЕТ — имеющий образование и достаточные навыки для проведения диспутов, написания статей и обращения иноверцев.

ПРИХОДСКАЯ МИССИОНЕРСКАЯ ГРУППА — формируется из числа постоянных прихожан, желающих посвятить себя миссионерскому служению, имеющих опыт церковной жизни и социального служения, а также подтверждённые знания для миссионерской работы. Миссионерские группы должны быть на каждом городском приходе, а также на крупных сельских приходах. Приход, имеющий 50 постоянных прихожан вполне способен подготовить из их числа группу из 3-5 катехизаторов и миссионеров. Приходам, не имеющим достаточного количества активных прихожан, способных помогать настоятелю храма в миссионерской работе, необходимо оказывать миссионерскую поддержку (в обучении прихожан и реализации миссионерских проектов) силами наиболее активных приходов благочиния.

ПРАВОСЛАВНОЕ МИССИОНЕРСКОЕ ОБЩЕСТВО — объединение приходских миссионерских групп. В каждом благочинии под руководством помощника благочинного по миссионерской работе создаётся благочинническое отделение Миссионерского общества. Все благочиннические отделения Миссионерского общества подчиняются епархиальному Миссионерскому отделу.

Заключение

Евангелие говорит: «От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34). Успех миссии напрямую зависит от «избытка» духовных переживаний человека. Миссионерская община — это единственная среда, способная создать напряженность и необходимый для успешной миссии «избыток сердца». Формальная религиозность, выраженная в «конторском» типе организации приходской жизни показала свою несостоятельность и миссионерскую бесплодность. Именно приходская община должна являться ключевым звеном и базовой единицей в организации системной миссионерской, а также социальной и просветительской работы. Именно на её развитие и укрепление должны работать все церковные структуры на уровне благочиния и епархии. Это позволит сделать все церковно-административное служение действительно христоцентричным, берущим своё начало и вдохновение у Евхаристической Чаши и завершающееся им. Именно потребности и основные аспекты жизни приходской общины, поставленные в центр церковного администрирования, позволяют гармонично выстраивать планово-отчетную деятельность приходов, благочиний и епархиальных отделов в удобную систему. По сути, вся церковная деятельность может быть названа МИССИЕЙ. Но каждому Богом даётся своё служение (Рим. 12:4-13). Служение и ответственность Миссионерского отдела и подчиненных ему структур на уровне благочиний и приходов в формате «внутренней миссии» — это 1) люди, потенциально готовые стать сознательными членами христианской общины (свидетельство некрещеным и не наученным вере); 2) новоначальные прихожане (катехумены); 3) прихожане с опытом церковной жизни и знаниями, позволяющими им свидетельствовать о вере (миссионеры и катехизаторы). Деятельность Миссионерского отдела и подчиненных ему структур на уровне благочиний и приходов ближе всего сочетается с деятельностью Отдела по церковной благотворительности и социальному служению (сюда же относится и Отдел по взаимодействию с учреждениями УФСИН), который координирует деятельность приходских добровольческих служб и православных благотворительных организаций. Социальное служение — одновременно и пространство миссии, и лучшая школа миссионерства. С епархиальным Отделом религиозного образования и катехизации Миссионерский отдел пересекается в вопросах организации обучения вере взрослых прихожан — потенциальных миссионеров. Сотрудничество с Отделом по работе с молодежью осуществляется в рамках молодежных миссионерских проектов, направленных на непосредственное воцерковление молодых людей и вовлечение их в миссионерское служение на приходах. Информационная деятельность Миссионерского отдела выстраивается в плотном взаимодействии с Отделом по издательской и информационной деятельности. Миссионерская поддержка новооткрытых приходов и обучение священнослужителей — с Отделом по работе с благочиниями и приходами. При необходимости организации катехизической деятельности и организации воцерковления в государственных и светских учреждениях Миссионерский отдел выстраивает свою работу на основании установленного порядка с отделами по культуре, по взаимодействию с силовыми структурами.

Создание миссионерских общин — это последовательный многолетний труд самых разных епархиальных и благочиннических структур. Для создания миссионерских общин необходимы начальные условия. Этими условиями являются базовая дисциплина приходской жизни, исполнение всеми приходами минимальных миссионерских требований: проповедь во время богослужения, качественный минимум огласительных бесед, проповедь во время совершения треб (в храме и на дому), благообразное пение и чтение в храмах, торжественное совершение Таинства Крещения (лучше индивидуальное, с хором, в красивых облачениях), наличие в храмах доступной литературы, листовок для новоначальных. Все эти аспекты приходской жизни также должны быть включены в систему мониторинга Миссионерского отдела.

Примечания

1 «Сегодня миссионерская деятельность Русской Православной Церкви включает в себя внутреннюю миссию, то есть работу по возвращению в церковную ограду людей, которые в результате гонений на Церковь в XX веке оказались оторванными от отеческой веры и, особенно тех чад Церкви, которые подпали под влияние деструктивных культов и тоталитарных сект». Концепция миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.

2 Опытом интенсивного круглогодичного изучения прихожанами Священного Писания является программа ознакомительного чтения «Библия — настольная книга!», реализуемая Калужским православным миссионерским обществом на базе храма вмч. Георгия «за лавками» г. Калуги и на базе Духовно-просветительского центра «Фавор» facebook.com/groups/biblia.kaluga, vk.com/biblia_kaluga.

3 Упоминание о данной проблеме в Концепции приходской миссии призвано поставить вопрос об искоренении этого распространенного явления на приходах епархии.

4 Данное правило существует в некоторых миссионерских сообществах и направлено на постоянное самообразование миссионеров.