Азия

Китай: в континентальной части, на территории КНР, в настоящее время миссия ограничена и может проводиться только китайскими гражданами при наличии соответствующих разрешений со стороны властей. Усилия Русской Православной Церкви во многом сосредоточены на том, чтобы возродить нормальную церковную жизнь в Китайской Автономной Церкви среди тех верующих, которые сохранили Православие (таких более 10 тысяч). Эти усилия пока не встречают должного понимания со стороны руководства Китайской Народной Республики. Тем не менее, за последние годы кое-что сделано. Регулярные богослужения совершаются в Пекине на территории Российского посольства и в Шанхае на территории Российского консульства. В Урумчи, Кульдже, Харбине и Лабдарине есть официально открытые православные храмы, но из-за отсутствия священников службы в них совершаются мирским чином. Также открыты и действуют приходы в Гуанчжоу, Шэньчжэне и Гонконге. Идет активная работа по переводу и изданию православной богослужебной и катехизической литературы на китайском языке, значительную роль в этом процессе играет возглавляемое протоиереем Дионисием Поздняевым гонконгское Православное братство святых апостолов Петра и Павла (Московский Патриархат), которое также выпустило первый документальный фильм о Православии на китайском языке. Ряд студентов из Китая проходят обучение в семинариях Русской Православной Церкви. Кроме политических ограничений, миссия серьезно ограничена из-за недостатка материальных средств и людей, готовых посвятить себя делу проповеди Православия в этом регионе.

Монголия — одна из тех стран, где начало православной проповеди было положено русскими миссионерами, а пресечено событиями, последовавшими после революции в России. Православная церковь во имя Святой Троицы действовала в Угре с 1864 по 1927 год, было также еще три прихода. В 1998 году сюда прибыл протоиерей Анатолий Фасечко, который возродил Троицкий приход; он возглавлял его до 2005 года, когда его сменил священник Алексий Трубач. Отец Алексий совершает строительство нового православного храма в Улан-Баторе, а также предпринимает и некоторые миссионерские усилия — в частности, издает на монгольском языке книгу об истории Православия в Монголии, готовит перевод молитвослова, крестит некоторых местных жителей. В настоящее время на приходе около десяти православных монголов. В Монголии существует много благоприятных условий для православной миссии; это выражается и в том, что президент страны благоволит Православию, и в том, что большинство населения очень положительно относится к русским. Тем не менее, миссия здесь пока весьма скромна, и во многом из-за отсутствия миссионеров-помощников.

Северная Корея: в стране с 2006 года построен и действует один православный храм в Пхеньяне (Московский Патриархат), в котором служит северокорейское духовенство, но никакой миссии не ведется, православных корейцев — единицы.

Южная Корея: после изгнания русских православных миссионеров, случившегося в 1949 году, для православных корейцев наступили непростые времена. Новый этап миссии связан с трудами Сеульского митрополита Сотерия (Трамбаса). Он приехал в страну в 1975 году и стал настоятелем собора святого Николая в Сеуле. В последующие годы он создал храмы в Пусане, Инчхоне, Чонджу, Палан-ри, монастырь Преображения Господня в Капьюнге, часовню в Ильсане и открыл православную семинарию в Сеуле. Сейчас он возглавляет митрополию Константинопольского Патриархата, в которую входит большинство православных южнокорейцев — их около 2 тысяч. Православие русской традиции представлено в стране двумя приходами: сеульским храмом во имя преподобного Максима Грека (Московский Патриархат), где служит игумен Феофан (Ким), и храмом святой Анны в г. Самчоке (Русская Православная Церковь за границей), где служит отец Иустин Канг. Миссионерские инициативы последнего во многом ограничены из-за недостатка средств.

Япония: здесь лучше всего сохранилось и преумножилось наследие дореволюционных русских миссионеров. В стране действует автономная Японская Православная Церковь (Московского Патриархата), три епархии которой включают несколько десятков приходов и 10 тысяч верующих. Миссионерская работа ведется, но дает весьма скромные результаты по сравнению с тем успехом, который сопровождал рождение этой Церкви. Во многом это объясняется охлаждением общества к вопросам веры вообще.

Таиланд: с 1999 года здесь открыт приход Московского Патриархата в Бангкоке и построен храм во имя святителя Николая, где служит игумен Олег (Черепанин). Кроме Бангкока, крепкие православные общины сформированы в провинциях Пхукет и Чонбури (Паттай). Миссия ведется достаточно активно и успешно, переведена литургия святителя Иоанна Златоуста на тайский язык, изданы на тайском молитвослов и книга о Русской Православной Церкви; обратилось в Православие уже несколько десятков тайцев; закончил обучение в семинарии и готовится к принятию священного сана тайский студент; в скором времени планируется открытие приходов в других частях страны. Миссию ограничивает лишь нехватка миссионеров.

Лаос: в стране действует православная община Московского Патриархата, которую окормляет специально приезжающий в страну игумен Олег (Черепанин). В общину входят и несколько лаосцев, принявших Православие. Стране не хватает своего православного миссионера, готового посвятить себя проповеди среди лаосского народа.

Сингапур: здесь открыты два православных прихода: один — Константинопольского Патриархата, другой — Московского Патриархата, но оба в основном окормляют живущих в стране православных иностранцев; о миссионерских успехах пока говорить не приходится.

Камбоджа: здесь есть один православных храм в Пномпене, при посольстве Болгарии. Крайне малую православную общину окормляет игумен Олег (Черепанин). Миссии не ведется; есть информация, что храм вместе с территорией, возможно, вскоре будет продан.

Вьетнам: в стране с 2002 года действует приход Московского Патриархата в г. Вунгтау. Он занимается исключительно окормлением русскоязычных жителей страны. До сего дня вьетнамцам никто никогда не проповедовал Православия, хотя для христианства они весьма открыты, что показала история успешной католической миссии: ныне здесь живет большое количество католиков, сохранивших веру, несмотря на гонения коммунистических властей.

Индия: в период новой истории первый православный храм здесь появился в 1781 году в Калькутте (Западная Бенгалия). В 1980-е годы греческими миссионерами здесь была проведена успешная миссия, открыты еще два прихода в других городах штата, ныне служит шесть священников и три диакона, насчитывается около 5 тысяч православных бенгальцев. В 17 из 52 деревень, где проходила миссионерская деятельность, Церкви принадлежит имущество в виде домов и земли. Во всех этих местах живут православные, и клирики стараются посещать деревни не реже раза в месяц для молитвы, бесед и утешения. Кроме этого, в настоящее время строится храм Русской Православной Церкви в Дели, но православной миссии в других местах, кроме Западной Бенгалии, нет. Большую перспективу с точки зрения миссии представляет также возможное присоединение к Православию традиционных индийских христиан; по крайней мере, встречалась информация об их открытости к диалогу по данному вопросу, но пока что активных усилий в данном направлении со стороны православных не предпринимается.

Филиппины: первую православную церковь в стране открыли в 1935 году русские эмигранты, но миссия среди местных жителей началась совсем недавно, с 1983 года, и развивается довольно успешно. В 1995 году группа филиппинцев во главе со священником Филимоном Кастро перешла в Православную Церковь и была принята под омофор Константинопольского Патриарха. Большую роль в этом сыграл нынешний Сеульский митрополит Сотирий. Отец Филимон вместе с отцом Викентием активно трудятся на миссионерском поприще. Благодаря их трудам ныне в юрисдикции Константинопольского Патриархата действуют три храма, четыре часовни, один женский монастырь (в котором подвизаются монахини, перешедшие из католицизма), шесть миссий, трое священников и около 600 прихожан из числа филиппинцев, принявших Православие. Кроме того, миссией в стране также занимается Антиохийский Патриархат. В марте 2008 года стало известно, что, благодаря трудам антиохийских миссионеров, сразу две филиппинские деноминации — одна, принадлежавшая Католической Патриархии Востока, а вторая — к протестантам-евангеликам — перешли в православную веру и были приняты в состав Австралийско-Новозеландской епархии Антиохийского Патриархата. Эти деноминации окормляли 30 священников и пасторов, и теперь Австралийско-Новозеландская архиепископия взялась за их православное образование и подготовку к рукоположению.

Индонезия: здесь миссия началась в самом конце 1980-х годов благодаря трудам индонезийца, обратившегося в Православие, — архимандрита Даниила (Баянторо). За прошедшие годы ему удалось многое: построены храмы и основаны общины почти во всех частях страны, рукоположено немало священников из числа местного населения, ведется активная переводческая и издательская деятельность. Церковная жизнь несколько омрачена юрисдикционным разделением. Часть приходов ныне находится в юрисдикции Константинопольского Патриархата, другая часть, во главе с архимандритом Даниилом, входит в Русскую Православную Церковь за рубежом; есть и два прихода, находящиеся в подчинении Московскому Патриархату. Индонезийские священники продолжают дело проповеди; в настоящее время насчитывается около 2,5 тысяч православных индонезийцев.

Малайзия: в стране нет ни православного храма, ни прихода, однако есть некоторое число православных христиан из местного населения, и с территории Сингапура архимандрит Даниил (Тойнби) раз в месяц совершает пастырские поездки в Куала-лумпур для окормления этой общины.

В таких странах южной и западной Азии, как Шри-Ланка, Бруней, Мьянма, Бангладеш, Бутан и Непал, никогда не звучала православная проповедь и нет православных приходов.

Что касается средней Азии, то в Пакистане нет православных храмов и миссии также, в Афганистане в 2006 году на «румынской» части летного поля аэропорта в Кандагаре был построен и освящен первый православный храм в стране, он окормляется румынскими капелланами, но никакой миссии нет; в Казахстане, Туркменистане, Узбекистане, Таджикистане и Киргизстане есть приходы Московского Патриархата, но какой-либо заметной и целенаправленной православной миссии в этих странах не ведется, хотя иногда местные жители по тем или иным причинам сами обращаются в Православие — больше всего таких в Казахстане.